Автобиография
(написана в 2003
г. и продолжена с 2013 г.)

Я, Гончарик Сергей Николаевич, родился 15 августа 1958 года в городе
Мукачево, Закарпатской области, в семье военнослужащего.
Отец:
Гончарик Николай Парфёнович, 1930 года рождения, родился в деревне Дюдево (в настоящее время, Маяк), Слуцкого района,
Минской области, Беларусь, из крестьян. После окончания Дюдевской
средней школы получил военное образование в Вольском Авиационном
училище. Закончил службу в звании майор, пенсионер.
Мать: Гончарик (Могиленец) Галина Ивановна, 1936
года рождения, родилась в селе Беловоды, Миропольского района, Сумской области, из служащих,
пенсионерка.
Родители проживают в г. Слуцке.
Брат, Гончарик Андрей Николаевич, 1961 г. рождения. Проживает в г.
Харькове. Закончил Украинский заочный политехнический институт (УЗПИ г.Харьков).
В период службы отца в ПНР (Польской Народной Республике) с 1963 по 1969 г.г., в городе Бжег, пошёл в
первый класс, учился так же в школе города Хойна. С
ноября 1969 г. проживал в 9-том военном городке (в/ч
36857), города Слуцк. В 1975 году окончил 10-б класс средней школы № 10 г.
Слуцка. Класс был первый математический,образованный
усилиями директора школы Рубанова Сергея
Фёдоровича. В период учёбы занимался в детско- юношеской спортивной школе плаванием, имел
третий взрослый разряд. Выступал в сборной г. Слуцка по водному поло. С 1975
г. по 1980 г. учился в Харьковском политехническом институте им. Ленина (ХПИ)
на специальности динамика и прочность машин, инженерно-физического
факультета. В 1980 году был произведён набор из числа студентов различных
высших учебных заведений Советского Союза для продолжения учёбы в
военных учебных заведениях. В этот период возросла напряжённость во
взаимоотношениях между СССР и Соединёнными Штатами, шли военные действия
в Афганистане с декабря 1979 года. Из ХПИ, в числе двоих отобранных
кандидатов, был направлен в Военный инженерный институт имени А.Ф.Можайского города Ленинграда, где, после прохождения
месячных сборов в учебном центре института (Лехтуси),
принял присягу и был зачислен на пятый курс. В июне 1981 г. было присвоено
воинское звание лейтенант-инженер с квалификацией военного инженера-механика
по специальности «Летательные аппараты» и назначен на должность инженера отделения войсковой части 33797 (на
площадке 31 космодрома Байконур, 48-ая отдельная инженерно-испытательная
часть). В этом же году отец выходил в запас и пожелал мне достичь на
одно воинское звание выше чем он. Чего я и стремился
добиться на протяжении службы, добросовестно исполняя свой воинский долг. У
нас получилась как бы смена поколений на военной службе. В июле 1983 г.
присвоено очередное воинское звание старший лейтенант-инженер и в августе
этого же года назначен на должность начальника 133 отделения. Отделение
занималось обеспечением сжатыми газами (воздухом, гелием, азотом) стартового
комплекса, технического комплекса подготовки ракеты-носителя и космических
аппаратов и заправочной станции, где производились заправки космических
аппаратов различного назначения и разгонных блоков ракеты-носителя «Протон».
После выхода из строя стартового комплекса площадки №1, в результате
взрыва, в сентябре 1983 года, ракеты «Союз» на Гагаринском старте,
отработка пилотируемой программы была перенесена на площадку №31. Принимал
участие в запусках пилотируемых и грузовых кораблей:
- 8.02.1984 г. «Союз Т-10», с экипажем на борту,
Кизим Л. Д., Соловьёв В.
А., Атьков О.Ю.;
- 7.03.1984 г. «Прогресс-19»;
- 3.04.1984г. «Союз Т-11», Стрекалов Г.
М., Малышев Ю. В., Шарма Ракеш (представитель Индии);
- 15.04.1984 г. «Прогресс-20»;
- 8.05.1984 г. «Прогресс-21»;
- 17.06.1984 г. «Союз Т-12», Волк И. П., Савицкая С. Е., Джанибеков
В. А..
24 ноября 1984 г.
женился на Казбан Светлане Александровне, которая
родилась в городе Сумы в 1962 году. С детства находилась на Байконуре,
приехала в 1970 г. с родителями, в возрасте
семи лет. Окончила радиотехникум, начинала службу в1982 г. на узле связи пл.
31 (позывной - «ПРИГОРОК»), а затем в разных должностях в войсковой
части 33797, в которой начинал службу и я. Закончила службу
старшим прапорщиком.
В сентябре 1985 года родилась
Настенька. В ноябре 1985 г. назначен на должность
начальника 13 команды – команды технических систем. Был в боевом расчёте по
запуску ракеты-носителя «Союз» пятидесятым (50) номером расчёта,
руководителем работ номеров расчёта пяти отделений, входивших в состав
команды, 131-135. Отделения эксплуатировали системы стартового комплекса
площадки 31: газоснабжения, обеспечения стартового комплекса сжатыми газами
высокого давления и управляющего давления, электроснабжения, системы термостатирования ракеты-носителя и космического аппарата
воздушная и жидкостная, системы пожаротушения, водоснабжения, слива жидкого
кислорода и азота в расходное хранилище для последующей
заправки ракеты-носителя. В июле 1986 г. присвоено очередное воинское звание
капитан. В июле 1987 г. переведен на должность
инженера-испытателя войсковой части 44275 (первое научно-испытательное
управление, находившееся на площадке №2) курировавшей специальные работы на
площадках 1 и 31. Министерство обороны СССР в середине 80-ых г.г. выдало заказ на создание космического носителя на
базе межконтинентальной баллистической ракеты УР-100 НУ (индекс 15А35,
западное обозначение SS-19). Это был дешёвый и адекватный ответ на планы США
по развёртыванию боевой космической группировки по программе СОИ (стратегическая оборонная
инициатива). Были использованы две первые ступени ракеты 15А35 и специально
разработанные разгонный блок «Бриз-К» и головной обтекатель. Не извлекая
ракету из шахтной пусковой установки (ШПУ), можно было бы отстыковать головной блок с боеголовкой
и установить на его место разгонный блок с космическим аппаратом боевого
применения. С учётом того, что места дислокации 15А35 были расположены в
Калужской и Саратовской областях, а так же на
Украине, вся европейская часть СССР превращалась бы в один космодром. Данная
программа была названа «Рокот». Для её отработки на Байконуре были
выделены две ШПУ на площадках 131 и 175 (правая). В декабре 1987 г. я назначен на должность инженера-испытателя
7-го научно-испытательного управления, войсковая часть 21457), образованного
для контроля поставки и монтажа оборудования на Байконур, а так же для
отработки техники по программе «Рокот». В декабре 1988 г. родилась ещё одна дочка, Оксаночка.
В июле 1989 г. присвоено очередное воинское звание майор. В ноябре 1989 года
произошло слияние 7-го и 2-го научно-испытательных управлений, в результате
чего был образован 2-ой испытательный центр (войсковая часть 26360,
находилась на площадке 95). По программе «Рокот» первый испытательный пуск
состоялся 20.11.1990 г. из ШПУ площадки 131. Следующие старты состоялись
20.12.1991 г. и 26.12.1994 г. из ШПУ №175 (правой).
В январе 1995 г. получил патент Российской Федерации на своё изобретение
«Предохранительное устройство для подвижных цистерн». ПАТЕНТНЫЙ ПОИСК В РФ - описание
изобретения. После окончания лётных испытаний по программе «Рокот»
и проведения во 2-ом центре, организационно-штатных мероприятий принимал
участие в отработке космического аппарата «Аракс», запускаемого
ракетой-носителем «Протон».
В
марте 1995 г. назначен на должность старшего инженера-испытателя, а в
апреле присвоено воинское звание подполковник. В этом же году, 20
декабря, произошло переименование города Ленинска в г. Байконур. В
январе 1998 года родился младшенький – Кирилл.
В период с 1998 г. по 1999 г. по
совместительству исполнял нештатную должность секретаря комиссии по
изобретательской и рационализаторской работе 2-го центра испытаний.
С 1 декабря 1999 г. в связи с
организационно-штатными мероприятиями уволен и
исключён из списков части.
В
связи с сокращением вооружённых сил Российской Федерации ряд объектов
космодрома Бауконур были переданы гражданским
организациям. Так стартовые комплексы площадок 1 и 31, для ракеты-носителя
(РН) «Союз», и площадка 81 – правая, для пусков РН «Протон», стали
эксплуатироваться конструкторским бюро общего машиностроения им. В.П.
Бармина. В марте 2000 г. я был принят на должность инженера II категории
центра испытаний №1 филиала федерального государственного унитарного предприятия
«КБОМ» им. В. П. Бармина, где занимался эксплуатацией жидкостной системы
обеспечения терморегули-рования
космических аппаратов (ЖСОТР) и её системы управления на площадках 1 и
31. Последняя штатная работа по запуску космического аппарата, в
которой пришлось участвовать, завершилась запуском пилотируемого
корабля «Союз ТМ – 34» 25 апреля 2002 г.
За время службы и
работы на Байконуре принял участие более чем в 70-ти пусках ракет-носителей
различного назначения. Из них 8 с космонавтами на борту. 12 июля 1982 года
пуск «Союза» был неудачным. Фрагменты ракеты-носителя упали возле старта
(площадка 31), самый ближний был в 3-х километрах от старта. В период с
октября 1981 г. по октябрь 1987 г., был в расчётах по подготовке на
техническом комплексе площадки 31 космических аппаратов различного
назначения, в том числе для освоения дальнего космоса ( например
«Вега») и разгонных блоков ДМ для ракеты-носителя «Протон», а также в
заправках космических аппаратов и разгонных блоков заправочной станцией пл.
31.
В июле 2002г. уволился и переехал на постоянное жительство в
Беларусь. После ремонта квартиры и обустройства на
новом месте, стал работать на Слуцком пивзаводе, в аммиачно-компрессорном
цеху, слесарем-ремонтником (2003 г.). В
ноябре, после выхода в широкий прокат фильма «Анастасия Слуцкая», предложил
выпускать пиво с созвучным названием. «Анастасия – слуцкое»
или что-то подобное. Главная технолог откликнулась на моё предложение и в
июле 2004 г. в продажу поступило пиво «Анастасия». Она же поощрила меня, за
предложение, ящиком этого пива и дарственной надписью на этикетке.
В августе я перешёл работать в Отдел утилизации авиационно-технического
имущества 3666 склада (в/ч 36857) на должность
слесарь-монтажник, в этой части в своё время, прошло моё детство.
Впоследствии должность переименовали в радиомеханик.
Помимо штатных обязанностей выполнял много различных поручений по ремонту,
благоустройству и другое. В 2008г. соорудил возле
цеха «Деревню». На фото персонажи, конечно, монтаж. Таким образом, принимал
активное участие в жизни воинской части.
По моим эскизам, разработанным в фотошопе, были
утверждены и изготовлены для войсковой части 36857 нарукавный знак (шеврон) и
нагрудный знак, а для геральдического знака-эмблемы всё это впереди.

 Ежегодно, начиная
с 2003 года, выступаю с беседами перед школьниками и молодёжью на темы,
связанные с освоением космоса. Чаще всего, выступления проходят в Слуцком
краеведческом музее.
С декабря 2012 года переведён с должности радиомеханик, на должность
инженер-технолог.
Слуцкий
краеведческий музей, апрель 2014 года.

В октябре 2014 года в Объединенном институте проблем информатики Национальной
академии наук Беларуси (г. Минск) проводился Шестой Белорусский космический
конгресс. Мне посчастливилось присутствовать на нём. В Президиуме
Национальной академии наук, 28 октября, проходил круглый стол с участием
космонавтов-белорусов: 
Новицкий
Олег Викторович,
Ковалёнок
Владимир Васильевич,
Климук
Пётр Ильич.
Уже
несколько лет в Слуцке ведётся работа о выделении помещения и открытии в нём
музея Авиации и космонавтики. Климук П. И. написал поже-лание
слутчанам и космонавты
поставили подписи под ним.
Жизнь продолжается и, я думаю, впереди меня ожидает ещё много
интересных событий.
|